четверг, 14 апреля 2016 г.

Ду ю спик инглиш? Только я научу вас говорить за рекордно короткий срок!

Ни для кого не секрет, что я безумно неравнодушна ко всему, что связано с образованием. А если речь идет об изучении иностранных языков - здесь у меня свое твердое мнение, и не всем оно может понравиться.

Сразу обращу ваше внимание на то, что я уважаю людей инициативных, творческих, тех, кто вдохновляет других. В то же самое время я очень уважаю профессионализм, неважно, в каком деле. Профессионализм предполагает знание предмета и постоянное совершенствование. 
К чему это я?
В последнее время на каждом углу открывается авторская школа, где директор, он же главный преподаватель, направо и налево расхваливает свою авторскую методику.  В свои 20-25 лет, проработав несколько лет репетитором, может даже преподавателем в языковой школе, ребята решают не просто открыть свою школу, а объявить об эффективности своей авторской методики. 
Извините, но для меня это звучит как бред.

В последнее время я посетила несколько вебинаров таких авторов методик. Вебинары называютсяя примерно одинаково. Что-то вроде "Как заговорить на английском", ну или вариации на такую тему. Забавно, что в презентациях используются порой одинаковые слайды. А все потому, что эти авторские методики мало того, что похожи одна на другую, так еще и неоригинальны. 

Вот примерное содержание чудесных методик.
- Чтобы научиться, нужно получать удовольствие от процесса. Обучение должно сопровождаться положительными эмоциями. В школе вы ничего не выучили, потому что было скучно. (Если честно, я в школе выучила очень много английского, скучно мне не было, и это при том, что школа была самая обычная, учубник без картинок и ноль ночителей языка в городе)
- Учебники скучны, без них учеба эффективнее. Фильмы, сериалы и прочее намного полезнее.
- Избавьтесь от языкового барьера - ПРОСТО НАЧНИТЕ ГОВОРИТЬ!
- Вы не говорите, потому что боитесь ошибиться. Не бойтесь делать ошибки. 
- Бесполезно делать промежуточные упражнения на правильность, потому что в разговоре ночитель языка не будет просить вас "вставить пропущенное слово" или поправлять за то, что вы неправильно употребили Past Simple. 
...и все в таком духе.

Многие люди делят изучение языков на "в школе", "на языковых курсах" и...в принципе, все. Поэтому преподаватели-энтузиасты решают, что не согласны с этими двумя способами, следовательно, все остальное - это их авторская методика. Никто не упоминает, что существует множество подходов и теорий, которые были основаны на различных исследованиях, как количественных, так и качественных. Гипотеза изучения языка без учебников, а с речью преподавателя на "уровне студента +1" была высказана еще Стивеном Крашеном. А изучение языка в "ежедневных ситуациях" - это та самая коммуникативная методика. То, что коммуникативную методику воплощают в жизнь не так, как было задумано - проблема школы или конкретного преподавателя, но не методики. Или еще чудо-авторы приводят примеры того, как дети учат свой первый язык, ожидая, что взрослые смогут изучать второй язык так же. А в других случаях наоборот - основывают суждения на том, что взрослые уже имеют опыт и знания. На самом деле, second language acquisition как наука существует очень недолго, в этой области есть противоречия и интересные кейсы. Нельзя громко делать заявления типа "детям легче" или что-то подобное.

Еще раз повторюсь, я только "за" инициативу, открытие школ, новых форматов. Но я не могу спокойно слушать смелые заявления "авторов методик", основанные на пустом месте. Фразы типа "я научу вас правильно учиться! Это правильно, а это - нет!". При этом эти самые инноваторы образования в своих речах слишком часто произносят "я то, я это..." Никто не думает, что для разных целей и особенностей подходят разные методики. На просмотренных мною вебинарах авторы решают за аудиторию, зачем они учат язык и как лучше. 

А мораль все та же - читайте книги, изучайте и ищите своё. Доверяйте не громким суждениям и ярким промо-презентациям, а опыту (не обязательно связанному с возрастом) и более обоснованным выводам. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий