воскресенье, 25 сентября 2016 г.

Cambridge DELTA. Мой опыт.

Немного предыстории

Для тех, кто преподает английский вне государственной системы образования, давно не секрет, что Кембриджский университет является одним из самых влиятельных учреждений, устанавливающий стандарты обучения английскому и владения им по всему миру. У Кембриджа и линии учебников, и экзамены различные, и квалификации для преподавателей. В общем, репутация по всему миру, огромная команда и интересные исследования. Может ли преподавание по другому методу быть эффективным? Безусловно! Однако Кембридж уже завоевал свою репутацию, и, надо сказать, в общем и целом не ударил в грязь лицом.

Для того, чтобы преподавать английский нужна квалификация. Те, кто получали диплом специалиста уже имеют квалификацию. А вот бакалавры не имеют строчки квалификации в дипломе, и в Британии, например, после получения степени для работы преподавателем надо получить еще и квалификацию (обычно это сертификат PGCE для работы в школе). Для преподавания английского как иностранного существуют кембриджские квалификации CELTA (Certificate in English Language Teaching to Adults) и DELTA (Diploma in English Language Teaching to Adults). CELTA - это четырехнедельный интенсивный курс, на котором тебя натренируют вести урок на приличном уровне, планировать урок, управляться с аудиторией, в общем, быть эффективным преподавателем. На весьма базовом уровне. Чтобы получить эту квалификацию не требуется опыт или диплом педагогического университета. В России, например, необязательно иметь этот сертификат, чтобы преподавать, но в определенный момент он стал очень престижен - учебники, по которым учат в языковых школах построены не на той методике, которой учителей обучают в пед.вузах. А вот CELTA как раз эту методику объясняет. Сертификат признается во всем мире, это тоже важно, многие языковые школы за пределами России не принимают учителей без CELTA, а кое-где принимают только с оценками Pass A и Pass B. 

Когда я жила и работала в России, иметь этот сертификат было престижно, сам курс был довольно-таки сложным, и вообще весь опыт считался прямо таким "вау". Теперь я живу и работаю в Испании. Здесь индустрия языковых школ очень развита, школы на каждом углу, носителями никого не удивишь - почти миллион британцев в Испании осели. Соответственно, те, кто хочет переехать сюда и быстренько найти работу учителем, получают сертификат CELTA - и вперед. Ничего особенного, так, необходимая формальность. Вот и получается, что работаем вместе: я, с дипломом университета, кембриджским сертификатом, опытом работы, и, скажем, Джон, который ничего не оканчивал, только за 4 недели получил сертификат. Я не говорю, что качество нашей работы будет отличаться, Джон может быть отличным преподом. Но восприятие одной и той же квалификации в разных контекстах отличается. Поэтому, в прошлом октябре, когда я пошла на курс DELTA, мои "одногруппники" говорили, что они решились на курс, чтобы не чувствовать себя дилетантами с одной лишь 4-недельной подготовкой за плечами. В этот момент я вздыхала, прокручивая в голове годы обучения в университете бессонные ночи во время CELTA курса, языковые экзамены... Ну уж нет, дилетантом я себя уж точно не чувствовала! И если CELTA для меня была "вау", то DELTA было что-то "сверхвау" (хотя, опять же, казалось, что в Мадриде диплом этот недооценивают, но это отдельная история).

Как это было

Сам диплом DELTA состоит из трех модулей, за каждый выдается сертификат, но квалификация считается полной только при наличии всех трех. Модуль 1 - это экзамен на знание продвинутой терминологии из области лингвистики и методики преподавания, а также проверка, насколько хорошо кандидат может проанализировать учебные пособия и современные взляды и течения в методике. Модуль 2 - практический модуль, состоит из 4-х крупных комплексных работ и открытых оцениваемых уроков, плюс письменная работа на тему личного профессионального развития, плюс экспериментальная практика (когда пробуешь что-то абсолютно новое на уроке - а интересных методик полно!). И модуль 3 - это полная разработка курса по выбранному направлению с теоретическим обоснованием, работа выглядит как курсовая. 

В Мадриде очно курс можно пройти только в режиме part-time, то есть с занятиями и обсуждениями 1-2 раза в неделю (для сравнения: есть интенсивные курсы, где все это упихивается в 8 недель в режиме " с утра до вечера"). При этом ты обязан работать в какой-либо школе города. Почему обязан? Потому что никто специально для твоих практических уроков не будет набирать группы студентов, как, например, делают на интенсивном курсе. В нашей группе было 10 человек, я была единственным неносителем языка, что не было барьером, но на написание работ у меня уходила уйма времени, ибо Кембридж требует особый стиль изложения. Мне этот стиль еще много раз за курс вставал "поперек горла", приносил море слез, непонимания "чего же еще они хотят!" И прочих мелких разочарований. Однако, справедливости ради, отмечу, что все без исключения в моей группе испытывали трудности с написанием работ. 

В течение нескольких месяцев ко мне на уроки приходила тьютор и оценивала эти самые уроки и письменные работы, чтобы заполнить дипломное портфолио. Последний из четырех уроков для зачета оценивается независимым экспертом. Это обычно человек из другого города или образовательного учреждения, сертифицированный Кембриджем для отсмотра дипломных уроков. То есть своего эксперта до самого открытого урока я никогда не видела и не слышала. Хотя, у меня случился казус. В день моего урока моя же эксперт оценивала еще одного кандидата из моей группы. У нее было полчаса, чтобы на такси добраться от одной школы до другой (кандидаты все работают в разных школах) и как раз успеть ко мне. Смотреть мой урок она должна была час. Я выделила последний час из своего трехчасового вечернего урока (в Мадриде в моей школе это урок 18.45-21.45) как раз для этого. Предупредила студентов, что к нам придут. А эксперта нет, а я же не могу начать вести приготовленную часть! С 10-минутным опозданием эксперт звонит в мою школу на ресепшен, чтобы сказать, что в ее бумагах отмечена другая школа (у нас много офисов по городу). Я, громко ругаясь про себя, вежливо говорю:" Ничего страшного, мы подождем". И мы ждали еще минут 10. Хорошо, что в Мадриде в это время пробок нет. Когда эксперт приехала (дверь была приперта стулом изнутри, ибо именно в тот день в моем кабинете сломался замок и закрывать дверь было запрещено), от моего урока оставалось 45 минут. Где взять еще 15? Она же не может отсмотреть меньше часа, не положено - у Кембриджа все строго! Пришлось задерживать студентов (благо, они добрые у меня оказались). А если бы все сорвалось, то мне пришлось бы отдельно организовывать визит эксперта и все оплачивать. Одной девушке из Майорки повезло меньше - ее урок при университете был отменен в день урока, ибо кто-то важный из правительства нагрянул в университет с визитом, и все уроки отменили. Вот вам и реальные anticipated problems, а то мы пишем в планах уроков различные мелочи :)

Несмотря на все трудности, модуль 2 я сдала в июне 2016 (бывают и такие, кто не сдает, в моем центре за 9 лет не сдал только 1 человек, так что поинтересуйтесь, когда будете выбирать центр, как там сдают). В эту же самую сессию я сдала модуль 1, за время курса мы проштудировали огромное количество терминологии, многое из этого, кстати, мы изучали в университете, правда, на русском. Еще помогло то, что несколько занятий на курсе мы посвятили именно модулю 1, делали задания прошлых лет и смотрели на комментарии экзаменаторов, чтобы понять логику. 

Модуль 3 я еще не написала, но начало положено. Я очень устала после курса, не могла слышать ничего про эссе или планы уроков (на 13 страниц выходили, между прочим, планы для 1 часа урока!). С одной стороны, хочется не торопиться (дедлайна для модулей 1 и 3, в принципе, нет), а с другой стороны, не хочется терять ту волну мысли, the DELTA zone, а то потом за работу будет просто не сесть. 

Немного подытожу: получение квалификации DELTA - процесс очень трудоемкий, любое свободное от работы и ухода за ребенком время (Чарлик тогда ходил в садик только во время моих занятий на курсе) я училась. Все, кто проходил курс независимо, есть ли у них дети и рабочая занятость, скажут то же самое. Главная ценность процесса для меня - возможность рефлексии и оценки своей профессиональной деятельности, переосмысление важного в процессе обучения как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. Поэтому, если вы думаете, что готовы, решайтесь на курс, он этого стоит!

Комментариев нет:

Отправить комментарий