среда, 27 марта 2013 г.

Поколение чекинов, ретвитов и лайков.

Один мой друг почти никогда никуда не ходит, "незачекинившись". Даже в супермаркет. И каждый раз, взяв тележку, он говорит:"Стоп! Зачекиниться!" Я к этому уже привыкла, а вот моей маме, например, подобные слова покажутся ругательством, а весь концепт оглашения "на весь мир" своего местонахождения - и вовсе глупой затеей. Так зачем же люди с таким стремлением раздают направо и налево то, что, по словам многих, является главной ценностью нашего века - информацию? И вообще - нужны ли нам смартфоны, планшетники и прочие мобильные девайсы, затягивающие в глобальную сеть?

Я попыталась в этом для себя разобраться и как-то систематизировать свои мысли. Итак...

Сторона первая - социальная. Как ни крути, а человек не может без общества. Ну вот такие мы по природе - хочется чувствовать себя частью чего-то, хочется делиться и ощущать локоть товарища рядом, поэтому активность в нескольких соц.сетях одновременно позволяет вдоволь хлебнуть внимания, поддержки, общения и всего остального. Пусть и виртуального. Вот здесь, кстати, и возникает уже приевшийся вопрос о том, вытесняет ли виртуальное общение реальные отношения. Мое личное мнение: реальное общение не заменит и не вытеснит ничто, а походы в художественную галерею не перестанут совершаться только из-за того, что в Instagram добавили новые фильтры и фото теперь выглядят "еще круче".    "Сидения в телефонах" во время совместных чаепитий - это просто игрушки, в которые люди постепенно наиграются (кто-то раньше, кто-то позже) и будут уделять свое драгоценное личное время и внимание тем, кому посчитают нужным. А пока тот момент не пришел, благодаря своим виртуальным способам общения, люди будут успевать сделать дела удивительных масштабов и узнать массу нового. "Зачем им все это нужно?" - спросите вы. А это связано со следующим моментом...

Сторона вторая - технологическая. Хотите вы этого или нет, а мир меняется, развивается и привносит в нашу жизнь новые слова, вещи и концепты. Даже если вы упираетесь руками и ногами в дверной проем, прогресс все равно даст хорошего пинка сзади, и вы вылетите в этот самый дверной проем. И чтобы приземление было мягче, лучше не сопротивляться. Один из британских лидеров в свое время сказал:"Американцам, может быть, и нужен телефон. А у нас достаточно мальчиков-посыльных". Ну и что, Великобритания до сих пор посылает гонцов за письмами? Иметь один или несколько адресов электронной почты и проверять их больше одного раза в день - это  нормально. Это быстро, удобно и дешево. Только представьте, сколько, например, тратит налоговая служба на бумажные письма! Мой голландский друг рассказывал, что, когда голландская налоговая служба перестала рассылать бумажные письма и перешла на электронную почту, то национальная почтовая служба Голландии оказалась в упадке. Сейчас они, правда, выправляются, и, насколько мне известно, вполне неплохо себе работают. Другой мой знакомый голландец после окончания магистратуры в Роттердамской бизнес-школе пошел работать именно туда. А вы представляете успешного выпускника с дипломом магистра, который рвется работать в Почту России? Вооооот... Потому что с прогрессом надо двигаться в ногу! А не просто двигаться...для создания вида. То же самое касается и личных сообщений. Почему бы не использовать соц.сети для таких целей? Они сейчас между собой весьма удачно соединены: опубликовал фото - и в один клик дал знать всем своим друзьям из разных стран, что тебе бабушка подарила на новый год отличные шерстяные носки! Почему бы и нет? Опять же, лично я ничего плохого в этом не вижу, тем более, что настройки приватности позволяют регулировать тех, кто может просматривать вашу информацию.

Сторона третья - скептически-материальная. Кто-то разрабатывает новые приложения и проекты соц.сетей с горящими глазами и идеей в голове ("О, круто! Теперь еще вот как можно!"). Но рядом с такими людьми (если не внутри них самих) всегда есть другой человек, тот, который уже посчитал, кому и за сколько можно это приложение продать. А если не продать, то кому раздать бесплатно это чудесную виртуальную ферму, чтобы эти люди потом добровольно купили туда поросят. И пока существуют такие люди, будут появляться новые и новые приложения, занимающие даже самые узкие ниши и заставляющие глаза загораться, а пальцы все быстрее скользить по тачскрину. И если вы сейчас скажете, что не думаете о деньгах и вам важно общение, то я лично вам не поверю. Каждый второй сейчас перепощивает, перепостивает, копирует на своей странице посты страничек вроде "Записок миллионера", "10 правил успешного человека" или что-то в этом роде. Так на сегодняшний день работает мир, ну, по крайней мере, огромная его часть. 

Мы сравниваем нынешних тинейджеров с собой в их возрасте, мы ругаем их, а чем же "поколение тамагочи" отличается от того, что мы сейчас видим? Те же виртуальные реальности и вполне реальные эмоции, не всегда положительные, кстати. А с поколением родителей, я думаю, сравнивать вообще не надо, ибо это была другая страна, другая идеология и все остальное.

Ко всему перечисленному добавлю, пожалуй, две оговорки.
Оговорка первая. Разумеется, все зависит от того, в чьи руки попадут плоды прогресса. Кто-то продвигает свою музыку, модную одежду, носки собственной вязки и т.д.посредством соц.сетей, используя их в качестве мощного и действующего маркетинг-инструмента. А кто-то отслеживает foursquare с целью подметить, когда человека не будет дома. И что на уме у этого персонажа - одному ему известно. Так что, здравый смысл никто не отменял.
Оговорка вторая. У человека всегда есть выбор. Не чекиниться, не лайкнуть, не ретвитнуть. Так что, каждый выбирает сам, кого фолловить, а кого забанить ;)




P.S: Мини-глоссарий
чекин - (от англ. check-in - "отметиться, зарегистрироваться") сервис, популяризированный приложением Foursquare, позволяющий делиться информацией о своем местоположении, а также другой полезной информацией и местах по интересам.
ретвит - (от англ. retweet) означает скопировать чье-то сообщение в сети twitter, разместив его у себя на стене.
лайк - (от англ. like - "нравиться") функция, позволяющая дать мгновенную положительную оценку любой активности кого бы то ни было в соц.сети.
фолловить - (от англ. follow - "следовать") функция соц.сетей, позволяющая следить за активностью того или иного человека в этой соц.сети.
банить - (от англ. ban - "запрещать") функция соц.сетей, позволяющая скрыть чью-либо активность от глаз пользователя.


1 комментарий:

  1. Такой пост козырно завершать фразой:
    - фоловьте меня в твиттере
    - добавляйтесь в дузья вконтакте
    - вот мой инстаграм
    - вот форсквеир
    - вот профиль в фейсбуке
    - подписывайтесь на мой канал в ютубе

    ОтветитьУдалить